Женское ню в стиле японского хайку Майкла Кенны

«Подобно философии японской поэзии хайку, я стремлюсь не столько к изображению, сколько к емкой художественной образности». После десятилетий путешествий по миру, изучения дикой природы, заброшенных зданий и религиозных святынь – от Европы до Азии, английский фотограф Майкл Кенна дебютирует с беспрецедентной серией работ, посвященных женской обнаженной натуре.
«Я подхожу к фотосъемке женской обнаженной натуры с позиций фотографа-пейзажиста – с абсолютным уважением и восхищением, – рассказывает о своем творческом подходе Майкл Кенна. – Так же, как в пейзаже, в женском ню я ищу очертания и линии, которые резонирует с моим эстетическим восприятием. В пейзажной съемке я интересуюсь отношениями, сопоставлениями, даже противостояниями природных элементов, которые сформировали мы, люди. Примерно это же вдохновляет меня, когда я фотографирую ню. В женской фигуре я ищу индивидуальные особенности, форму и уникальность. Я исследую взаимоотношения обнаженной натуры с окружающей средой, в которой ее фотографирую».
Проект «Рафу» (Rafu, 裸婦, в переводе с японского – обнаженная женщина) негласно стартовал в 2008 году, хотя интерес Майкла к фотографии «ню» восходит ко времени его учебы в Лондонском колледже печати в 1970-х годах. Майкл Кенна позволил моделям выразить себя, отыскав интересные позы и ракурсы. Ни одна из натурщиц не является профи, а некоторые даже позировали обнаженными впервые. Майкл относился к каждому сеансу фотосъемки как к импровизированному событию, основанному на немом диалоге между моделью и фотографом. Его цель – создать серию изящных изображений, лишенных эротики.
Изображение обнаженной натуры имеет многовековую традицию в живописи, графике, скульптуре, искусстве гравюры и фотографии. Майкл Кенна учитывает как исторические, так и современные творческие подходы к «ню», приглашая оценить этот эстетический вызов. Он отыскивает изысканные телесные очертания, вдохновляясь такими фотохудожниками, как Билл Брандт и Ман Рэй.
«Несколько элементов могут вызвать к жизни целый воображаемый мир. Минимум материальности имеет бесконечные духовные возможности. Драматургия может повышаться с помощью глубоких теней, а источники света могут показаться сюрреалистичными» (Майкл Кенна).
Ретроспектива работ 66-летнего Майкла Кенны – выставка «Одиссея», посвященная 45 годам его творческой деятельности (1973-2018 гг.), недавно была открыта в Токийском музее фотоискусства. В 2016 году Майкл Кенна был удостоен специальной фотопремии в Хоккайдо (Япония). В 2012 году его работы были показаны в Художественном музее Такома. Годом ранее – в московском Музее Современного Искусства. Работы Кенны демонстрировались также в итальянском музее Палаццо Маньяни в Реджо-Эмилия (2010 г.) и Национальной библиотеке Франции (2009 г.).
Фотографии Майкла Кенны включены во многие публичные коллекции, включая Национальную Галерею искусств в Вашингтоне, Музей современного искусства Сан-Франциско, Шанхайский художественный музей, Токийский музей фотографии Метрополитен, Пражский музей декоративных искусств и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Фотоальбом серии «Rafu» опубликован в январе 2019 («Nazraeli пресс»).

Leave a Reply